nata_for: (Default)
[personal profile] nata_for
Наблюдения за окружающей средой, просто так.

Видела чудесную многоязычную семью - папа и ребенок помладше Алеши, лет трех. Папа говорит с ребенком по0шведски, а реебнок отвечает по-фински. Мама, надо полагать, финка... Не только у мигрантов возникают проблемы с языком :)

На курсах прядения меня спрашивают: "Сколько ты уже живешь в Финляндии?" - "Да уж скоро 15 лет" - отвечаю я. "И как, нравится?" Я в некотором шоке ответила "Ага" и задумалась - если я тут живу 15 лет, говорю по-фински, вот, пришла учить прясть - похоже, что мне тут не нравится, что ли?

Date: Feb. 19th, 2015 09:24 (UTC)
From: [identity profile] kukueva.livejournal.com
нам в институте говорили, что у билингвов часты проблемы с речью, но судя по ЖЖ, - одни плюсы

я жалею, что у нас одноязычная среда

Date: Feb. 19th, 2015 09:28 (UTC)
From: [identity profile] nata-for.livejournal.com
Дети все разные, и кому хорошо с двумя языками, а у кого плохо получается. Тут неоднозначно, на самом деле, и я сама видела массу вариантов, как распределяются языки, от полного двуязычия до столь же полного одноязычия - в том числе и в одной семье!

Но я придерживаюсь мнения, что двуязычная среда - это богатство. Несмотря на то, что сама выросла в одноязычной среде, и вижу, что два языка - это не всегда просто.

Date: Feb. 19th, 2015 09:31 (UTC)
From: [identity profile] kukueva.livejournal.com
в садике у Ирины оочень интернациональная группа, много мигрантов
интересно, как будут у детей отношения складываться

хотя говорили, что трудно туда попасть, наверно, льготы какие-то у них

(no subject)

From: [identity profile] nata-for.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 09:35 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kukueva.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 09:36 (UTC) - Expand

Date: Feb. 19th, 2015 09:29 (UTC)
From: [identity profile] kondratea.livejournal.com
Да, шведоязычный папа сам по себе не обеспечивает активного шведского языка (как и наоборот - финноязычный папа при шведоязычной маме тоже не обеспечивает финского языка). Поэтому таких детей очень часто отдают по шведской линии -подкрепить более слабый язык.

Про "нравится ли в Финляндии" входит в тройку моих призовых вопросов - на первом месте "а муж у вас финн, да?", на втором "трудно работу было найти, да?", а уже на третьем - оно, "нравится ли в Финляндии":) Продолжаю отвечать на автомате, пятнадцать лет, как и ты...

Date: Feb. 19th, 2015 09:32 (UTC)
From: [identity profile] nata-for.livejournal.com
Да-да, и русскоязычная мама не всегда может в одиночку обеспечить русский язык у детей... Я это в целом вижу, но вот такие проблемы с щведским заметила впервые, и даже удивилась.

Про мужа тоже спрашивали, но это меня как-то не так удивляет, как вопрос, нравится ли мне. Надо автоматизировать ответ, и не задумываться над ним, а относиться как в small talk :)

Date: Feb. 19th, 2015 09:34 (UTC)
From: [identity profile] kukueva.livejournal.com
мне кажется, это нормально, - спросить у переехавшего куда-либо, нравится ли ему в новом месте
нет?

(no subject)

From: [identity profile] nata-for.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 09:36 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kukueva.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 09:37 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nata-for.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 09:43 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kukueva.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 09:44 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kondratea.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 09:38 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kukueva.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 09:39 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kondratea.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 09:44 (UTC) - Expand

Date: Feb. 19th, 2015 09:39 (UTC)
From: [identity profile] kondratea.livejournal.com
Да, я на автомате отвечаю - спасибо, нравится.

(no subject)

From: [identity profile] nata-for.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 09:40 (UTC) - Expand

Date: Feb. 19th, 2015 09:53 (UTC)
From: [identity profile] lazyberenice.livejournal.com
Я 15 лет как уехала из города, в котором родилась, намеренно пишу, так как ничего родного в этом городе для меня нет. Первый вопрос, который мне задают те, кто там все еще живет: когда же я приеду. Устала отвечать, что не испытываю ностальгии и не имею там дел, и все равно продолжают спрашивать, словно я им только и рассказываю как страдаю без этой "малой родины". Порода людей такая что ли.
Там, кстати, двуязычная среда, и это действительно очень раздвигает рамки.

Date: Feb. 19th, 2015 09:59 (UTC)
From: [identity profile] nata-for.livejournal.com
Про ностальгию и хочу ливя вернуться живущие в России меня тоже иногда спрашивают. Уже редко, правда.

Двуязычная среда действителньо ильно раздвигает рамки, но все разные,и кому хорошо подходит, а кому и нет. Я вижу, что не всем детям легко говорить сразу на двух языках.

Date: Feb. 19th, 2015 10:05 (UTC)
From: [identity profile] lazyberenice.livejournal.com
Меня спрашивают всегда, каждый долбаный раз (вот почему у меня везде статус "меня нет").

Многие дети из смешанных семей знают только один язык, живя в двуязычной среде, это верно. Но влияние в любом случае есть, просто оно не всегда именно языковое.
Возможно, билингвами становятся те, у кого есть способности к языкам, по моим личным наблюдениям, это так. Разумеется, имея небольшую выборку, я могу ошибаться.

(no subject)

From: [identity profile] nata-for.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 10:09 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lazyberenice.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 10:20 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nata-for.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 10:29 (UTC) - Expand

Date: Feb. 19th, 2015 10:05 (UTC)
From: [identity profile] kukueva.livejournal.com
вот удивительно
мне такие вопросы кажутся очень бестактными

(no subject)

From: [identity profile] nata-for.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 10:10 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kukueva.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 10:11 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nata-for.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 10:21 (UTC) - Expand
From: [identity profile] sinica.livejournal.com
наю много людей, кторые живут вне страны рождения и дольше и им не нравится, уехали бы, но обстоятельства препятствуют. Да что далеко ходить, мой собственный папа - прекрасный человек, но в германии живет только ради мамы, маме там очень нравится и хорошо. Вот уже 25 лет. Язык знает. Ему не нравится. Не уезжает потому что ему хорошо с мамой. Так что вполне себе вопрос, не понятно только зачем его задают случайные люди. Которым не будешь ничего личного говорить. У меня часто спрашивают про климат, привыкла ли я к финским ноябрям, например. Честно отвечаю, что это пожалуй единственное, к чему не привыкла пока. За 21 год проживания.

про языки. У дочки в классе была семья ( она и сейчас есть) финн и шведка, местные оба, но первые их трое из пяти детей родились и прожили дошкольные и первые школьные годы в Америке, родители там работали. Вернулись в Фи, когда второй мальчик пошел в первый класс, старший мальчик в третий. Т.е. детский "сильный" язык был английский. Родители были вынуждены подстраиваться. Второй мальчик учился с моей дочкой в одном классе, третий с моим сыном в одном классе. И сейчас в семье язык внутрисемейного общения английский, теперь уже чисто для поддержания его. Потому что дети наверстали финский и шведский позже и заговорили без проблем. У детй это легко, если есть языковая среда.
From: [identity profile] nata-for.livejournal.com
Про ничнего личного - идеальная формулировка, именно так и есть. Совсем не тот случай, когда надо подробно рассказывать, достаточно прост сказать, что нравится - для поддержкаи разговора.

Да, финский ноябрь - это единственное время, когда я хочу куда-то переехать исключительно ради климата! Так что тут я тебя очень хорошо понимаю :)

Три языка в семье - это совсем сильно. У нас только два, и тоя вижу, что и в семьях с двумя языками не всегда все гладко. Особенно сложно, если на каком-то языке говорит только один родитель и все. И - для более старших детей - важно, как язык воспринимается. Если основная мысль в семье "финны все тупые, а язык выучить невзоможно", то никакая среда не поможет.

Date: Feb. 19th, 2015 10:26 (UTC)
From: [identity profile] sasciulka.livejournal.com
Я, наверное, агрессивная. 20 лет живу в другой стране, меня тоже продолжают спрашивать, нравится ли мне. Раньше отвечала на автомате, что нравится. А вот в последнее время стало раздражать. И я отвечаю : "А вам самим-то нравится здесь жить?"
билингвизм у детей - прекрасная вещь. Самое главное - чтобы мама упорно говорила на родном языке с ребенком. Может, они начинают говорить связно немножко попозже, но зато качество "говорения" значительно выше. И эти дети не боятся учить новые языки.

Date: Feb. 19th, 2015 10:34 (UTC)
From: [identity profile] nata-for.livejournal.com
Рявкать в ответ на невинный вопрос, заданный ради поддержания разговора, я не хочу, пусть даже вопрос странный. Если бы знакомство было не шапочным. можно было бы развернуть ответ, сказать, что я тут давно, и не нравилось бы - уезала бы. А так просто смысла нет, таким ответом я ничегоне добьюсь, а настроение всем испорчу.

Одной маме идти против всей среды сложно, в идеале надо, чтобы с ребенком на обоих языках говорили много и разве лбюди. Даже родители и бабушка и дедушка - уже прекрасно. И сдаваться нельзя, да, если есть идея, что именно этот язык важно поддерживать. Но незужо ы иметь ограничения, на каком этапе количество говорения на языке начниает отрицательно влиять на отногения с ребенком. Билингвизм - штука неоднозначная, и простых рецептов тут нет.

Date: Feb. 19th, 2015 11:13 (UTC)
From: [identity profile] vnu4ka.livejournal.com
а меня часто по другому спрашивают, с полуутверждением: "Конечно, тебе тут так нравится, что даже вспоминать не хочется про Россию?" - и народ страшно удивляется, когда я говорю, что мы вот каждое лето там проводим. Искренне изумляются: что там можно делать два месяца подряд?

Date: Feb. 19th, 2015 11:35 (UTC)
From: [identity profile] nata-for.livejournal.com
Вам, значит, вопрос по-другому задают. Вообще вопросы об отношени к странам, куда хочется и как человек себя ощущает, очень сложные. Часто сложно объяснить свою точку зрения и мироозузение тем, кто думает иначе и у кого другой опыт.

Date: Feb. 19th, 2015 12:46 (UTC)
From: [identity profile] olenenka.livejournal.com
есть такие! 15 лет живут и все им не так, все не то, а обратно не едут чго-то :)

Date: Feb. 19th, 2015 12:49 (UTC)
From: [identity profile] nata-for.livejournal.com
Я не спорю, что есть, и даже знаю таких лично :) Но они не пойдут учить прясть по-фински... Впрочем, думаю, что спраивающему такие градации неизвестны.

Date: Feb. 19th, 2015 13:28 (UTC)
From: [identity profile] alkins.livejournal.com
Да да очень типтчный вопрос!!!))) Я на него отвечаю уже почти 30 лет! А еще есть за ним следующий вопрос: "Где лучше?"
Я тожн порой внутренне раздражаюсь но никогда вила не подаю потому что люди так проявляжт и интерес ко мне и просто любопвтство и разговор хотят поддержать а миграционный бэкграунд и иностранный язык - отличный повод продолжить знакомство. Так что я изощряюсь в придумывании хороших ответов - чтобы и не в личное не влезать ососбо и чтобы разговор поддержать. Если нет настроения то обычно помогает перевести сорелки на собеседника: а ты откуда, а твои предки откуда, и о! вы уже в десятом поколении местные жители вау!))

Date: Feb. 19th, 2015 16:01 (UTC)
From: [identity profile] nata-for.livejournal.com
То есть даже 30 лет в стране не наводят на мсль, что Вам тут нравится! Я обычно спокойно отвечаю, но тут последовательность вопросов меня как-то озадачила. Но да, это возможное начало разговора.

(no subject)

From: [identity profile] alkins.livejournal.com - Date: Feb. 19th, 2015 21:05 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nata-for.livejournal.com - Date: Feb. 20th, 2015 10:36 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alkins.livejournal.com - Date: Feb. 20th, 2015 10:46 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nata-for.livejournal.com - Date: Feb. 20th, 2015 10:52 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alkins.livejournal.com - Date: Feb. 20th, 2015 11:14 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nata-for.livejournal.com - Date: Feb. 20th, 2015 11:24 (UTC) - Expand

Date: Feb. 19th, 2015 18:40 (UTC)
From: [identity profile] nadishna.livejournal.com
Да, нам тоже задают, но так как мы почти новенькие, то еще не так надоело отвечать.

А вот про языки - есть у нас тут знакомая семья с русской мамой, папой немцем и тремя девочками 3-летние двойняшки и малышка на год младше. Между собой родители разговаривают по-английски, с детьми каждый на своем языке, а дети между собой - догадались? - по-шведски, так как ходят в шведский сад. Это особое удовольствие бывать у них в гостях, я вам скажу - голова начинает идти кругом от калейдоскопа детей и языков :)

Date: Feb. 20th, 2015 10:38 (UTC)
From: [identity profile] nata-for.livejournal.com
Вас спрашивать разумно, вы недавно, так что такие вопросы я хорошо понимаю. А через 15 лет надоедает отвечать...

В семьях бывает, складываются очень интересные языковые паттерны :) У нас в этом отношении все очень просто и понятно, всего-то два языка :)))

Date: Feb. 21st, 2015 23:54 (UTC)
From: [identity profile] pseudoplatanus.livejournal.com
Я спрошу вопрос на уровне "вам тут нравится", можно? Я мало что знаю про скандинавские страны, но вот вчера прочитала, что прекрасные сады, школы, медицина, хорошо все спонсируется государством (ну по крайней мере по сравнению с Австралией, здесь за дет сад надо отдать львиную часть зарплаты), но при этом (благодаря этому?) мамам принято работать после года. Насколько это соответствует действительности? И насколько трудно идти против течения, если и правда все работают?

Ну а про вопрос "нравится ли вам тут"... Не раздражает ни капли. Я его "читаю" как "а что вам здесь нравится" - задать его человеку, который изначально приехал из другой страны/культуры, может быть интересно. Такой хороший smalltalk получается :)

Чаще всего, особенно летом, спрашивают, как мне жара, ведь в России так жарко не бывает. Говорю обычно, что в России на юге лето жарче, чем в Мельбурне. Разрыв шаблона гарантирован. Моя маленькая месть за дежурные вопросы и всезнающие улыбки. Именно про жару спрашивают с ноткой превосходства, вот это бесит. Но это не часто бывает.

Про билингвизм комментарии подробно не читала, просто вспомнила, хотела поделиться. У девочки, выросшей в Америке, спросили, как она сохранила прекрасный живой русский. Она ответила, что ей всегда было интересно разговаривать с мамой, все обсуждать, культуру/политику/искусство. Зацепил меня этот ответ, что-то зазвенело внутри. Ведь иногда даже с двумя родителями в семье не удается сохранить язык.

Edited Date: Feb. 21st, 2015 23:57 (UTC)

Date: Feb. 22nd, 2015 08:38 (UTC)
From: [identity profile] nata-for.livejournal.com
Конечно, можно спрашивать! Да, в целом с садиками так и есть. Государство платит больше 900 евро в месяц на содержание одного ребенка с детском саду, но родители платят максимум 230 (примерно) евро. Если в семье неколько детей или низкий доход, то меньше, бывает, и совсем ничего не надо платить. Это сильно облегчает выход на работу, да. Но такой тенденции, чтобы все мамы, как одна, через год шли на работу, я не вижу - кто выходит рано, то до трех лет сидит, кто и до школы, есть разные варианты, поэтому плывущей "против течения" я себя особенно не чувствую.

Прочтение как "что вам здесь нравится" для меня новое, спасибо за идею! Буду думать, как в этом духе ответить...

March 2026

S M T W T F S
12 345 6 7
89 101112 1314
15 161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 20th, 2026 00:17
Powered by Dreamwidth Studios